Банки планируют создать в России новую платежную систему без карт 14.10.2025, 14:35, (источник: Ассоциация Российских банков) |
Альтернативная платежная система в России может обойтись без карт и сосредоточиться на платежах по QR-кодам, биометрии и Bluetooth, рассказали РБК в платежном объединении банков ("Сбер", Альфа-банк и Т-Банк), которое работает над ее созданием. Инвестиции в компанию — оператор второй платежной системы в стране могут составить около 10 млрд рублей, а сама она позволит банкам получить дополнительную прибыль и конкурировать за клиентов с маркетплейсами Вторая платежная система, которую намерено создать объединение банков (Т-Банк, "Сбер" и Альфа-банк), сконцентрируется на развитии альтернативных способов оплаты покупок, а не на конкуренции с картами "Мир". Об этом сообщает РБК со ссылкой на банки — участники проекта. Это позволит банкам повысить комиссионные доходы и защитит их от перетока прибыли к маркетплейсам, отмечают эксперты. По словам директора департамента ключевых экосистемных продуктов Т-Банка Сергея Хромова, банки сейчас находятся на стадии оформления концепции новой платежной системы, которая будет представлена ЦБ. Хромов рассказал, что учредителями новой компании могут стать "Сбер", Альфа-банк и Т‑Банк, с возможностью присоединения в этом качестве других банков. "Параметры долевого участия и прочие детали пока рано обсуждать, так как нет еще общей концепции", — сказал представитель Сбербанка. К проекту смогут подключиться банки, финтех-компании, сотовые операторы и даже ретейл в любом качестве, в том числе в роли учредителей (акционеров), добавил Хромов. Банки сейчас обсуждают два ключевых вопроса концепции: будут ли у новой платежной системы свои карты и на какой инфраструктуре (вариант — технологии "Сбера") ее запускать. По словам Хромова, в новой платежной системе будут QR-коды, платежи по биометрии и по Bluetooth и другие технологии, альтернативные картам. Представитель "Сбера" сказал, что не стоит исключать выпуск карты, но нет необходимости начинать именно с них. "Если говорить об объединении банков, то наш фокус — на более современных способах оплаты: бесконтактных технологиях (например, NFC/Bluetooth), биометрии и других инновационных решениях", — объяснил он. Два собеседника РБК указали на необходимость сделать инфраструктуру платежной системы независимой, без НСПК или Сбербанка ""под капотом". Источник в крупном банке сказал, что вопрос использования уже готовой инфраструктуры "Сбера" обсуждается, но в этом случае банк хочет, чтобы его доля в проекте была основной. Проект точно не будет строиться на инфраструктуре какого-либо одного банка, заверил представитель Сбербанка. По его словам, новая платежная система должна быть независима как юридически, так и технологически, и использовать лучшие практики и наработки участников рынка. По словам Хромова, проект может стоить несколько миллиардов рублей, собеседник в одном из банков оценил его в 10 млрд рублей — по его словам, для банков это не очень большая сумма, которая быстро вернется им. Сергей Хотимский, первый зампред правления Совкомбанка, отметил, что пока обсуждения "носят очень предварительный характер". Представитель ВТБ сказал, что НСПК (Национальная система платежных карт, оператор карт "Мир") успешно выполняет свою роль независимого модератора на платежном рынке и "развивает передовые платежные инициативы в интересах клиентов, бизнеса и государства". У банков в первую очередь коммерческий интерес создания платежной системы: если к ней подключится достаточное количество игроков, это принесет им дополнительную прибыль, полагает Илья Иваницкий, директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета. Управляющий партнер Fintech Partners Александр Калякин отметил, что, создав собственную платежную систему, банки смогут монетизировать свои технологические решения, управлять их распространением и защищать интеллектуальную собственность, не опасаясь, что многомиллиардные инвестиции не окупятся. Бизнес-архитектор департамента "банки и финансы" компании "Рексофт" Елена Голяева напомнила, что маржинальность карточного бизнеса снизилась. СБП вытесняет карточные расчеты, подтвердил Калякин. Он добавил, что маркетплейсы вторглись на территорию банков в платежном бизнесе, а банки из-за этого теряют комиссионный доход от покупок на маркетплейсах и получают меньше данных о покупательском поведении. Дарья Коржова Источник - Forbes https://arb.ru/b2b/news/ #банк #финансы #bank #finance #rsoft #рсофт © Банки России
Все новости Банков России Исполнитель Проекта: Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд." и Информационное агентство "Выставочный МОСТ" |