Конфликт банков и маркетплейсов — какие риски для Ozon и "Яндекса"
25.11.2025, 14:48,
(источник: Finam.ru)
Все новости Банков России

Акции ЯНДЕКС 4 076,0 руб. -0,66% Прогноз 5884,70 руб.
Акции OZON-адр 3 712,5 руб. 0,09% Прогноз 4826,00 руб.
На чём падают котировки OZON и "Яндекс"? ЦБ предложил Минэку запретить маркетплейсам продавать у себя банковские продукты дочерних банков.
Крупные банки настаивают на отмене скидок, предоставляемых маркетплейсами при оплате картами их банков (Ozon Банк, карты Яндекс Пэй). ЦБ идею поддержал.
Доводы банков
Недобросовестная конкуренция, манипуляция ценами;
Перекладывание издержек на селлеров (с этим солидарны и сами продавцы);
Бюджет теряет средства, когда маркетплейсы являются и банками, и налоговыми агентами одновременно.
Аргументы маркетплейсов и их опровержения
Банки не могут столь же эффективно развивать экосистемы и просят регулятор вмешаться;
Банки сами продвигают аналогичные инструменты, включая кэшбеки только по своим картам;
Запрет на банковскую деятельность — избирательный удар в пользу крупных госбанков.
В чём реальная обеспокоенность ЦБ
Несмотря на то что через маркетплейсы проходит значительный денежный поток, регулятор смотрит шире — есть объективные риски:
Замкнутая экосистема. Если Ozon выпускает карты и сам является банком-эквайером, кэшбек финансируется за счёт комиссий с продавцов.
Рост инфляции. Комиссии площадок, которые идут на финансирование скидок, далее перетекают в более высокие цены для покупателя.
Риски нехватки капитала у банков маркетплейсов в случае кризиса ликвидности — он формируется в основном за счёт кэша от товарооборота материнской компании.
Наиболее вероятный сценарий
Распространение программ лояльности и на карты других банков;
Финуслуги маркетплейсам сохранят, но требования к капиталу ужесточат;
Темпы роста финтеха могут замедлиться, но умеренно: более 60% платежей по карте Ozon Банка уже проходят вне маркетплейса, доля растёт. У площадок остаётся достаточно способов предоставлять скидки. Для Ozon эти доходы критичны — компании нужно поддерживать темп экспансии.
Влияние на котировки
"Яндекс" падает умеренно: у компании есть прибыльная реклама и быстрорастущие/почти прибыльные B2B- и райдтех-направления. Финтех для неё — не ключевой драйвер.
OZON падает примерно на 4% — влияние для него ощутимее.
Тактика не покупать после старта торгов оказалась верной — навес усугубился давлением со стороны банков. Это даёт привлекательную возможность для аккуратного входа. В ближайшее время начнём набирать позицию лесенкой — навес пока будет сдерживать рост.
Наш взгляд
"Устранение привилегий" для Ozon будет частичным — скидки в той или иной форме сохранятся. Не думаем, что меры окажутся сокрушительными для маркетплейсов.
Николаев Артем
основатель Telegram-канала Invest Era

https://www.finam.ru/


#банк #финансы #bank #finance #rsoft #рсофт

© Банки России
Все новости Банков России
Исполнитель Проекта: Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд." и Информационное агентство "Выставочный МОСТ"